Вынужденные переселенцы понятие и правовое положение

Содержание

Вынужденный переселенец — это… Кто такие вынужденные переселенцы: права переселенцев, получение статуса

Вынужденные переселенцы понятие и правовое положение

Добавлено в закладки: 0

Кто такой вынужденный переселенец? Описание и определение понятия.

Вынужденный переселенец является гражданином страны, вынужденный покинуть свое постоянное место жительства из-за насилия или преследования, которое совершается в отношении него или членов его семьи.

Или причиной может послужить реальная возможность подвергнуться преследованию из-за своей национальной или расовой принадлежности, религии, которая исповедуется или языка, который используется, а также вследствие своих политических убеждений.

Статусом вынужденного переселенца наделяют лицо без гражданства или гражданина, который живет на законных основаниях на территории страны.

Лицам, которые в смысле определения Женевской Конвенции о статусе беженцев ООН 1951 года и её специального Протокола из-за имеющих место опасений быть жертвой преследований отличающихся расой, вероисповеданием, гражданством, принадлежностью к определённой социальной группе, сексуальной ориентацией или политическими взглядами, находящиеся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут быть использованы защитой этой страны или не желающие пользоваться такой защитой из-за все тех же опасений; или же, не обладая определённым гражданства и находясь вне страны своего предыдущего обычного местожительства как следствием подобных событий, не могут или не желают вернуться в неё из-за этих опасений.

Бытовое понимание слова подразмевают также внутренне перемещённых лиц; лиц, которые ищут убежище (но ещё не получивших статуса беженца); и вообще все лица, вынужденно переселившиеся из одного места в другое.

Права переселенцев

Беженцам, зачастую, предоставляют равные права с иными иностранцами, их документируют особыми проездными документами и предоставляют гражданство в льготном порядке. Ряд стран предоставляет особый «гуманитарный статус» — т. н.

временное убежище, которое предоставляется в случае массового исхода беженцев или лицам, не удовлетворяющим конвенционным критериям, но не имеющим возможности быть высланным из соображений гуманности.

Беженцами не могут признаваться лица, которые совершают тяжкие преступления неполитического характера, в том числе акты терроризма. Беженца или лицо, которое ищет убежища, нельзя выслать обратно в страну происхождения.

По российскому законодательству беженец является лицом, которое не обладает гражданством Российской Федерации и которое в силу вполне реальных опасений стать жертвой из-за отличий в расе, вероисповедании, гражданстве, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политическим убеждениям находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой этой страны или не имеет желания воспользоваться такой защитой из-за таких опасений; или, не обладая определённым гражданством и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не имеет возможности или не желания вернуться в неё вследствие таких опасений.

Основными правовыми документами о статусе беженцев является Конвенция 1951 года и Протокол 1967 года. Орган системы ООН, который занимается проблемами беженцев —  это Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Помощь беженцам и вынужденным переселенцам в вооружённых конфликтах также предоставляет Международный Комитет Красного Креста.

С 2001 года мировая общественность 20 июня отмечает Всемирный день беженцев.

Вынужденные беженцы – получение статуса

Если рассмотреть процесс получения статуса вынужденного беженца, то стоит выделить некоторые общие черты существующие во всех странах мира. Во-первых, лицу необходимо обратиться с ходатайством в посольство страны, в которое запланирован вынужденный переезд.

Правильная подача заявки на получение статуса вынужденного беженца может послужить залогом успеха, потому что существует определенный комплекс для причин беженства, который, иногда, необходимо качественно и обстоятельно доказать.

После того как лицо обратиться в посольство страны начнается процесс рассмотрения заявки беженца, причины послужившие вынужденному беженству, социальные аспекты беженца. После официального рассмотрения заявки следует выдача ответа о положительном решении или отказ в предоставлении статуса вынужденного беженца.

После того как подтверждается ходатайство, начинается череда из оформления документов беженца, о переезде и регистрации, в местах где теперь проживают беженцы.

Если говорить об условиях, предоставляемых вынужденным беженцам РФ, то выгода их яляется сомнительной, о чем будет свидетельствовать отсутствие тенденции к переезду в Россию из стран Европы.

Кроме того, среди хороших датаций от государства, беженцу может быть предоставлено жильё по выгодной цене или вообще бесплатно, что является более экономным обычного выезда на работу в Англию, где жильё снимать прийдется по рыночной стоимости, потребующих серьёзных средств.

  Беженец и его семья может иметь льготные условия для детей, среди них, бесплатный детский сад, различные образовательные программы для семей беженцев, а также наделяют льготами в медицинской сфере, коммунальными скидками.

Говоря про Европейские страны, например, Англию, стоит обратить внимание на несколько ярких плюсов, получаемых беженцами вынужденные беженцами при переезде на Туманный Альбион. По началу, вынужденные беженцы получат финансовое пособие в размере от 550 фунтов стерлингов, позволяющее приобретать питание и необходимые в первое время вещи.

Беженцы – выгодны ли условия?

В других странах Европы тоже присутствуют льготные условия для пребывания вынужденных беженцев на территории стран.

Получить жилье, вид на жительство, государственные отчисления для беженцев, бесплатное образование и помощь в трудоустройстве является далеко не полным перечнем преимуществ статуса вынужденного беженеца.

Однако многие государства уделяют большее внимание тем причинам вынужденного беженства, которые занимаются детальным анализом документов, которые предоставлены в посольство, постоянно предпринимающие утверждение поправок в законодательство, которое затрагивает беженцев на территории страны.

Так как постоянно изменяются законы о статусе вынужденных переселенцев, а также специальный подход к беженцам у каждой из стран, стоит посоветовать не предпринимать попыток, чтобы регистрировать заявки на получение статуса вынужденного мигранта не получая консультации специалистов.

Беженцы и переселенцы

Зачастую понятия «беженец» и «вынужденный переселенец» ошибочно считают эквивалентными. Схожесть действительно есть, однако существуют и существенные различия, как касающиеся оформления статуса «беженца» или «вынужденного переселенца», так сама ситуация, произведя учет которой лицо может быть причислено к той или иной категории.

Беженцы и переселенцы – не эквивалентные понятия. Главным различием тут является гражданство. Беженцы – это не граждане страны, в пределах которой проживают.

Вынужденный переселенец –описывает лицо, которое является гражданином страны, либо иностранным гражданином, который проживает постоянно и на законных основаниях в стране, и которого вынудили покинуть постоянное место жительства и поселиться в иной субъект государства.

К вынужденным переселенцам, если касаться русских переселенцев, можно отнести советских граждан, которые проживали на территории одной из республик Союза на постоянной основе.

Переселенцем можно считать лицо, получившее статус беженца, однако по ряду причин, утратившее его в связи с оформлением гражданства, либо же, по причине того, что беженец имел постоянное место проживания, но все равно переехал в иной субъект страны.

Беженцы и переселенцы являются лицами, которые подвергаются гонениям или страдают от враждебного отношения к себе в виду разных признаков: вероисповедания, родины, сексуальной ориентации и т.д. Именно поэтому вынужденные переселенцы и беженцы могут стремиться отказаться чтобы их защищало государство и покинуть его пределы или переселиться, чтобы избежать угрозы для своей жизни, здоровья, прав и свобод.

Закон и нормативные акты могут регламентировать процедуру присвоения статуса беженца и переселенца. Они могут четко устанавить пакет документов, которые требуются для оформления статуса, а также по ряду признаков, без которых регистрацию беженцев и вынужденных переселенцев провести невозможно. Среди таких признаков можно назвать:

  • Национальную или расовую принадлежность потенциального беженца и вынужденного переселенца;
  • Принадлежность лица, которое притязает на статус «переселенца» или «беженца», к определенной социальной группе;
  • Политические убеждения;
  • Вероисповедание и религиозные убеждения;
  • Язык.

Если рассмотреть законодательно и нормативно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, то можно заметить, что они почти совпадают с точки зрения оснований на которых были созданы, а также предоставляют благоприятные условия чтобы проживать беженцам и переселенцам.

Существуют ситуации, когда иммиграционные комиссии выдвигают отказ на желание получить убежище и вид на жительство в связи с оформлением статуса «беженца» или «вынужденного переселенца». Для этого существует ряд оснований, например:

  • Умышленно предоставлены сведения или сфальсифицированы документы, основываясь на которых производится процедура оформления статуса беженца или вынужденного переселенца;
  • Совершено тяжкое преступление;
  • Отсутствует достаточно аргументов и оснований у потенциальных переселенцев и беженцев чтобы оформить статус, учитывая что, уполномоченные иммиграционные комиссии могут отказать в ходатайстве.
Читайте также  Банкротство гражданина и его гражданско правовые последствия

Проблемы статуса “вынужденного переселенца”

Серьезнейшая проблема – это отсутствие разделения ответственности за состояние этих лиц между властями федеральной и региональной, нужно произвести закрепление ответственности административным органам, чтобы соблюдать законы в отношении беженцев.

Плохо проработан отказ в предоставлении статуса. Можно столкнуться с:

  • бюрократическими преградами и проволочками;
  • продлением статуса часто не происходит только по причине недостаточной информированности, но ввиду этого мигрант может потерять все полученные им права;
  • часто заявители по незнанию могут указывать в качестве причины переезда плохие экономические условия, а это может послужить основанием отказа;
  • отказом по воле чиновника;
  • самим статусом, который определен недостаточно четко;
  • требующимися здесь бумагами, имеющими короткий срок действия.

Получение статуса не может решить все проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, потому что многие права существуют лишь на бумаге. Зачастую, переселенцы распределяются в отдаленные районы, где зачастую существуют сложности с трудоустройством.

Первоочередной практической задачей на государственном уровне в настоящее время является проведение экспертизы законов и подзаконных актов, с целью отыскать и устранить их слабые места. Реализовать все меры по решению проблем невозможно не увеличив финансирования.

Мы коротко рассмотрели понятие вынужденного переселенца, его методы и способы. Оставляйте свои комментарии или дoпoлнения к материалу.

Источник: https://biznes-prost.ru/vynuzhdennyj-pereselenec.html

Вынужденные переселенцы понятие и правовое положение

Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию. 19 февраля 1993 г. были приняты Законы Российской Федерации «О беженцах»* и «О вынужденных переселенцах»**.

Эти Законы определяют понятия беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса, нрава и обязанности обратившихся с ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в данном качестве и решают другие сопутствующие вопросы.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…. …. 3 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ «БЕЖЕНЕЦ» И «ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ»……………………6 1.1. Становление и развитие понятий «беженец» и «вынужденный переселенец»…………………………………………………………………………6

1.2.

Понятие беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации…………………………………………………………………………14 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………….26

2.1.

Понятие и структура правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………….……………………….26 2.2. Права и обязанности беженцев и переселенцев…….35

2.3. Основания приобретения статуса беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………………………………….

47 2.4. Проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………………………….56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….……………………………….….63 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………………………….67

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….…….

77

Между тем в Конституцию не были включены нормы, регулирующие положение беженцев, хотя в науке к этому времени данный вопрос уже достаточно активно обсуждался [4].

Несмотря на то, что проблема беженцев имеет общемировой характер и в реальности возникает во многих государствах и в наши дни (например, в бывшей СФРЮ), на территории бывшего СССР она имеет ряд специфических особенностей.

Юридическую базу разрешения вопросов беженцев и вынужденных переселенцев образуют Конституция РФ, федеральные законы: «О беженцах» от 28 июня 1997 г [5] и «О переселенцах [6] ».

Закон РФ от 19 февраля 1993 г

1.1.

В случае, если ходатайство подается в форме электронного документа с использованием единого портала, оно должно быть подписано простой электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — электронный документ, подписанный простой электронной подписью).

К ходатайству прилагаются следующие документы:

В других международных соглашениях, принятых в 20—30-х гг. XX в. для установления статуса беженца содержались аналогичные критерии.

20 августа 1948 г. была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ), в Уставе которой были использованы положения всех предыдущих международных соглашений при определении категории лиц, которым МОБ оказывала помощь. Деятельность этой организации оказалась подверженной политическому влиянию.

гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на терр. иностр. государства и прибывший на терр.

РФ; 2) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на терр. одного субъекта РФ и прибывший на терр. другого субъекта РФ.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо: а) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ; б) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение 1 месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства РФ; в) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии, ЧС природного и техногенного характера.

Процедура признания лица вынужденным переселенцем .

Правовой статус вынужденных переселенцев

вынужденный переселенец- гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Источник: http://myeconomist.ru/vynuzhdennye-pereselency-ponjatie-i-pravovoe-polozhenie-19287/

Беженцы и вынужденные переселенцы: сходство и различия в статусах, права. Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Беженцы и вынужденные переселенцы – это установленные российским федеральным законодательством статусы, которые присваиваются лицам, нуждающимся в получении временного или постоянного места для проживания или убежища в связи со сложными жизненными обстоятельствами.

Для лиц, признанных законодательством переселенцами или беженцам, разрабатываются специальные меры социального и льготного обеспечения. Также для них предусмотрен особый порядок для официального оформления и получения статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Поговорим об этом подробнее.

Вынужденный переселенец и беженец — в чем разница?

На первый взгляд, это — два идентичных понятия. На практике же дело обстоит иначе.

Беженцы и вынужденные переселенцы по ФЗ № 4528-1 и № 4530-1 различаются главным образом по гражданству. Первая статья федерального закона № 4528-1 указывает, что беженцем считается лицо, которое нуждается в убежище из-за того, что в отношении него существует реальная угроза преследования по мотивам национальной, религиозной или расовой нетерпимости.

Одной из важнейших причин получения статуса беженца является то, что на территории своего государства это лицо не имеет поддержки или не желает ее получать. Поэтому для получения помощи и поддержки иностранный гражданин переселяется на территорию Российской Федерации.

Статус вынужденного переселенца

Вынужденные переселенцы от беженцев в РФ отличаются наличием гражданства России. В этом случае переселение гражданина происходит в пределах территории страны либо лицо возвращается в Российскую Федерацию для укрытия от незаконного преследования за границей.

При переселении право на получение нового места жительства получает само лицо (переселенец) и члены его семьи (супруг/супруга, дети, родители), если они проживают вместе с мигрантом. При этом официальный статус гражданин вправе оформлять только для себя. Родственникам это делать необязательно.

Переселение на территории страны в связи с негативной экономической ситуацией в регионе или совершенным гражданином преступлением не дает ему право на получения официального статуса переселенца. Также это не дает права на получение соответствующих льгот и других привилегий.

Кто имеет право получить вид на жительство?

Получить статус беженца и вынужденного переселенца по ФЗ вправе совершеннолетнее лицо, обратившееся лично или через представителя (по состоянию здоровья) с письменным ходатайством. Обращаться необходимо в течение года с момента переезда в регион России, в соответствующий отдел органа Федеральной службы по миграции в России.

Правом на подачу ходатайства о приобретении статуса переселенца могут воспользоваться следующие категории лиц:

  • лица без гражданства, которые желают проживать на территории Российской Федерации;
  • иностранные граждане, планирующие переселиться на российскую территорию;
  • иностранцы, которые имеют право на законных основаниях переселиться на российскую территорию.

Если лицо является преступником, нелегальным мигрантом или гражданином, нарушившим какие-либо права других лиц, получить статус переселенца оно не вправе.

Критерии разграничения статусов

Сходство и различия беженцев и вынужденных переселенцев заключаются в следующих критериях:

  1. Порядок получения. Иностранные граждане проходят более сложную процедуру получения статуса, так как, помимо прочего, им необходимо получить российское гражданство для дальнейшего изменения своего статуса. Переселенцы (российские граждане) проходят более легкую процедуру документального закрепления правового статуса.
  2. Гражданство. Родной страной переселенца является Российская Федерация, а для беженца родная страна – иностранное государство.
  3. Срок приобретенного статуса. Срок действия правового положения беженцев и вынужденных переселенцев сильно отличается. Беженцы вправе получить свой статус бессрочно при своевременном прохождении или переучете через каждые восемнадцать месяцев. Переселенцы получают статус на пять лет и продлить его могут путем подачи ходатайства и прохождения всех процедур оформления заново.
  4. Документы. От иностранных граждан чаще всего требуют главным образом предъявления паспорта, а от российских граждан – большого количества дополнительных бумаг и информации.
  5. Социальное обеспечение. В разных регионах по-разному определяется дальнейшая социальная поддержка лиц, находящихся в положении беженцев или вынужденных переселенцев, хотя общий размер и категории помощи для обеих групп сходятся.

Права беженцев

Беженцы считаются социально незащищенными гражданами, которым нужно убежище от притеснения.

Поэтому для общественной реабилитации им предоставляются следующие права и виды помощи:

  • помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
  • право на пользование услугами переводчика в целях ознакомления с правилами пребывания в стране и ее законодательством;
  • одноразовая выплата лицу-беженцу и каждому из членов его семьи в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного расселения или пребывания;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи;
  • обеспечение необходимыми продуктами и услугами коммунального характера;
  • направление в центры по временному размещению для обучения;
  • право отказаться от статуса и забрать заявление.
Читайте также  Личные неимущественные права публично правовых образований

Обязанности переселенцев и беженцев

Это очень важный момент. Правовое положение вынужденных переселенцев и беженцев наряду с правами определяет их обязанности.

К ним относятся:

  1. Соблюдения российского законодательства на федеральном уровне, на уровне субъектов и местного самоуправления.
  2. Прохождение обязательного медицинского осмотра в объеме, порядке и в сроки, установленные действующим законодательством страны.
  3. Соблюдение правил и норм проживания в центрах по временному расселению, а также норм санитарии и гигиены.
  4. Сообщение представителям органов миграционной службы достоверных сведений о себе и своих близких, которые необходимо знать уполномоченным органам и лицам для принятия соответствующего решения о присвоении запрашиваемого статуса или отказе в нем.

Процедура оформления

Для получения статуса вынужденного переселенца или беженца с их правами, в соответствии с Конвенцией, необходимо направить письменное ходатайство в уполномоченный на рассмотрение таких вопросов властный орган. От государства такими вопросами занимается территориальный отдел службы миграции.

Чтобы миграционная служба приняла ходатайство от заявителя, гражданин должен подать следующие документы:

  • заявление (ходатайство);
  • документ, подтверждающий личность (паспорт или иной заменяющий его документ типа справки);
  • свидетельство о рождении;
  • свидетельство о браке (если с гражданином мигрирует жена);
  • свидетельства о рождении или усыновлении детей (при необходимости);
  • фотографии (две штуки).

Если гражданин не может по объективным причинам сам представлять свои интересы, необходимо представить также бумаги, подтверждающие полномочия представителя.

На основании всех поданных документов миграционный орган определяет место будущего проживания мигранта и выдает ему удостоверение.

Рассмотрение ходатайства

ФЗ о вынужденных переселенцах и беженцах определяет этапы рассмотрения ходатайства. Это связано с необходимостью тщательной проверки сведений о самом заявителе и членах его семьи.

Поданное лицом ходатайство рассматривается уполномоченным органом по существу. Общих этапов рассмотрения всего три:

  1. Изучение представленных документов.
  2. Принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем и защита его в дальнейшем. Либо принятие отказа в предоставлении такого статуса.
  3. Выдача удостоверения или свидетельства о получении статуса. При отказе выдается соответствующее уведомление.

Если гражданин не может в силу обстоятельств представить документ, который подтверждает его личность, в отношении него проводят процедуру идентификации. Заявителем вправе быть только совершеннолетнее лицо, поэтому сведения о его несовершеннолетних детях и других иждивенцах включаются в ходатайство взрослого (родителя или опекуна).

В отношении беженцев предусмотрена более серьезная процедура проверки, так как миграционным органам необходимо будет предоставить жилое помещение и помощь в проживании посторонним лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации.

В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы проходят более легкие проверочные этапы, если их бумаги не содержат недочетов или нарушений. Если все документы в порядке, в трехдневный срок им присваивают статус беженцев или дают мотивированный отказ.

Беженцы, помимо сдачи пакета документов, проходят дополнительно этапы анкетирования и опросов для принятия службой миграции соответствующего решения. Если все этапы пройдены, граждане получают удостоверение или свидетельство в подтверждение полученного статуса.

Выданное на основании принятого решения удостоверение считается официальным документом, заменяющим паспорт гражданина. Удостоверение действует на всех частях российской территории.

Органы

Вопрос о присвоении статуса вынужденного переселенца и беженца решается не только Федеральной миграционной службой, но и другими органами, в зависимости от обстоятельств.

Если иностранный гражданин-беженец еще не прибыл на российскую территорию, его ходатайство рассматривается в первую очередь представительством дипломатического типа или учреждением консульства России.

Если иностранный гражданин-беженец вынужденно незаконно пересек российскую государственную границу в пропускном пункте или вне пропускного пункта, в двадцатичетырехчасовой период его дело рассматривается органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти в сфере служб на границе или территориальным отделом федерального исполнительного органа власти по делам внутреннего характера.

Также дело может рассматриваться иммиграционным контрольным постом федерального исполнительного органа власти в сфере миграции или органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти.

Все указанные органы могут рассмотреть дело и принять решение о выдаче документа (свидетельства) о том, что ходатайство будет рассмотрено по существу, либо о том, что в рассмотрении лицу будет отказано. Указанный документ выдается лично в руки заявителю или его официальному представителю.

Федеральным законодательством определено, что, независимо от органа, получившего ходатайство, указанный документ необходимо передать в федеральную службу миграции в трехдневный срок с момента поступления.

Отказ в предоставлении статуса переселенца или беженца

Федеральная служба по миграции в Российской Федерации вправе отказать в предоставлении убежища и оформлении статуса переселенца или беженца в следующих случаях:

  • в отношении заявителя возбуждено дело об уголовном правонарушении;
  • отсутствие в стране проживания беженца обстоятельств, на которые ссылается гражданин (отсутствие гонений, репрессионных мер, националистических выступлений и т. д.);
  • в отношении заявителя ранее было принято обоснованное решение об отказе предоставить убежище и дать статус беженца любым из государств, являющихся участником Конвенции от 1951 года и Протокола от 1967 года (при этом законодательство данного государства в вопросах предоставления политического убежища беженцам не должно противоречить российскому законодательству);
  • гражданин прибыл из другого иностранного государства, которое могло предоставить ему политическое убежище и статус беженца;
  • заявителем был пропущен установленный законом срок подачи ходатайства;
  • гражданин покинул государство проживания на незаконных обстоятельствах, из-за чего может быть подвергнут наказанию за незаконный выезд;
  • заявитель не сообщил запрашиваемые сведения о себе или обстоятельствах своего прибытия на российскую территорию;
  • гражданин совершил на территории государства проживания уголовное правонарушение;
  • заявитель находится в зарегистрированном браке с российским гражданином, что дает ему право на получение разрешения постоянно проживать в России;
  • гражданин уже имеет разрешение постоянно проживать в России.

Если службой миграции было принято решение об отказе в признании иностранного гражданина, находящегося не на территории России, беженцем, срок уведомления продляется.

Служба миграции направляет в пятидневный срок учреждению консульства или дипломатическому представительству письменный мотивированный отказ. Затем в трехдневный срок заявителю вручается соответствующее уведомление с указанием причины отказа.

Также разъясняется порядок обжалования и правовое положение заявителя и его близких родственников на российской территории.

Если получивший отказ гражданин находился при подаче ходатайства в пропускном пункте на российской границе, он обязан в трехдневный срок с момента получения отказного уведомления покинуть российскую территорию.

Если заявитель вынужденно незаконно пересек российскую границу, обязанность покинуть территорию страны продлевается до одного месяца с момента получения письменного уведомления.

Граждане, имеющие статус переселенца или беженца, пользуются большой социальной поддержкой со стороны российского государства. При этом любое серьезное нарушение обязанностей, установленных законодательством в отношении указанных лиц, грозит немедленной депортацией.

Источник: http://fb.ru/article/387448/bejentsyi-i-vyinujdennyie-pereselentsyi-shodstvo-i-razlichiya-v-statusah-prava-federalnyiy-zakon-o-bejentsah-i-vyinujdennyih-pereselentsah

Вынужденные переселенцы в России в 2019 году

За последние десять лет в России более 6 млн человек получили статус «вынужденные переселенцы». Эта группа объединяет граждан, которые были вынуждены покинуть места постоянного проживания и приехать в РФ. Правовой статус этой категории соотечественников устанавливает Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г.

Современный миграционный процесс

Различные неблагоприятные факторы заставляют людей переселяться из одной страны в другую.

Распад СССР, образование новых государств, вспыхивающие политические и военные конфликты повлияли на изменение миграционных процессов, их направление, структуру и интенсивность.

Появилось большое количество лиц, которые переселяются из других стран в Россию или перемещаются внутри России и имеют статус как беженцев, так и вынужденных переселенцев (ВП).

Кто формирует миграционный поток под названием «вынужденные переселенцы»

Прежде чем говорить о правом статусе и проблемах данной категории граждан, стоит выяснить, кто они.

Согласно принятой законом «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года № 4530-1 (ред. от 30.12.

2015) (далее Закон о ВП) терминологии, вынужденный переселенец – это гражданин России, который покинул место жительства из-за совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка или из-за политических убеждений.

Вынужденным переселенцем признается:

  1. Гражданин РФ, вынужденно уехавший из другой страны проживания.
  2. Гражданин РФ, вынужденно переехавший из одного в другой регион страны.
  3. Члены семьи вынужденного переселенца – его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с момента регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.

Обстоятельства, вынудившие человека покинуть постоянное место жительства, определяют понятие «вынужденный переселенец» и формируют группу таких граждан.

Речь идет о преследовании:

  • по вероисповеданию;
  • по языку общения;
  • по расовой и национальной принадлежности;
  • по политическим убеждениям.

Разграничение понятий «вынужденный переселенец» и «беженец»

Выделив вынужденных переселенцев в отдельную правовую группу, обозначим их отличие от беженцев. В правовом смысле разница состоит в том, что переселенец остается гражданином своей страны, легально проживающим на территории РФ, а беженцу необходимо оформлять вид на жительство в России.

Отказ в признании статуса вынужденного переселенца

Согласно ст. 2 Закона РФ № 4530-1, вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

  • совершившее тяжкое преступление против мира и человечности;
  • не подавшее ходатайство на получение статуса ВП в течение 12 месяцев со дня убытия с территории проживания;
  • изменившее место жительства по причинам экономического или техногенного характера.

Как проходит процедура признания

В соответствии со ст. 4 и 5 Закона РФ № 4530-1, процедура получения статуса вынужденного переселенца делится на следующие этапы:

  1. Ходатайство о признании ВП подается в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или через портал Госуслуг в течение месяца со дня прибытия.
  2. Принимается решение о регистрации ходатайства в органе Государственного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД, как правило, на это требуется три дня после поступления ходатайства.
  3. Принимается решение о присвоении статуса вынужденного переселенца.

Процесс получения

После рассмотрения заявления территориальный орган миграционной службы принимает решение о признании гражданина вынужденным переселенцем. Ему присваивается этот статус на пять лет.

Читайте также  Правовое регулирование мены земельных участков

Вынужденному переселенцу выдается удостоверение, куда, помимо основной, вносится информация о детях в возрасте до 18 лет.

Федеральные органы исполнительной власти в силу своих возможностей обеспечивают обустройство семьи переселенца в новом месте на территории РФ.

После окончания пятилетнего срока статус продлевается каждый последующий год.

Сроки принятия решения

Решение о присвоении статуса ВП принимается в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства и не зависит от возможности человека обустроиться на новом месте.

После принятия решения органом ГУВМ МВД в течение 5 дней направляется ответ о результатах рассмотрения этого заявления в письменной форме или в виде электронного документа через единый портал.

В случае отказа отправляется уведомление с объяснением причин и порядком обжалования этого решения. Гражданин, обратившийся с жалобой, на время ее рассмотрения пользуется всеми правами человека с зарегистрированным ходатайством.

Какие права и обязанности у вынужденных переселенцев

Законодатель прописывает права и обязанности ВП, вытекающие из их статуса. Правовое положение этой категории людей соответствует положению граждан России, но имеет свои особенности согласно ст. 6 Закона о ВП.

Права, получаемые вынужденными переселенцами:

  • содействие в перевозке багажа к новому месту проживания, для малоимущих – бесплатная доставка;
  • возможность проживания в центре временного размещения (ЦВР) (с оплаченным питанием и коммунальными услугами);
  • гарантии государства, что вынужденного переселенца не переселят без его согласия в другое место и не вернут туда, откуда он переехал.

Кроме того, вынужденный переселенец обязуется:

  • уважать Конституцию Российской Федерации и ее законы;
  • не нарушать порядок в ЦВР;
  • ежегодно проходить процедуру переучета.
  • при смене места проживания в пределах территории России в течение одного месяца вставать на учет в территориальный ГУВМ МВД.

Выбор региона для проживания вынужденно перемещенных граждан

Вынужденный переселенец может выбрать место проживания в пределах РФ, при этом федеральные органы исполнительной власти выполняют следующие функции:

  • предоставляют сведения о перечне населенных пунктов, которые рекомендованы для постоянного проживания;
  • информируют об условиях проживания на этих территориях;
  • предоставляют возможность получить работу в этих населенных пунктах.

Помощь государства

Государство определяет предоставление помощи в виде социальных льгот, пособий и финансовой помощи.

Социальные льготы

В рамках социальной помощи государством предусмотрены льготы вынужденным переселенцам PФ в 2019 :

  • оказание юридической помощи в случае подачи жалоб, разрешения споров, задержания и судебных разбирательств;
  • льготы на медицинское обслуживание и медикаменты;
  • программа по оздоровлению детей и инвалидов.

Пособия, предусмотренные для ВП

Пособие вынужденным переселенцам выплачивается в соответствии с постановлением Правительства РФ «О размерах единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» от 16 июня 1997 года № 724 (ред. от 10.08.2016). Единовременное денежное пособие составляет 100 рублей на каждого члена для семьи и 150 рублей для малоимущих семей. Все другие виды социальных пособий выплачиваются как для граждан РФ (помощь инвалидам, ветеранам, одиноким, малоимущим и т.д.)

Вопрос проживания

Теперь стоит сказать о жилье вынужденным переселенцам. Жилищный вопрос в этом случае решается двумя способами:

  • предоставляется жилье для временного поселения;
  • выдаются государственные жилищные сертификаты (ГЖС).

Статьей 108 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление жилых помещений фондов для временного поселения данной категории граждан, а статья 11 Закона о вынужденных переселенцах описывает порядок предоставления такого жилья.

Также государственная финансовая поддержка осуществляется предоставлением социальной выплаты из федерального бюджета на приобретение жилья, а право на ее получение подтверждается ГЖС.

Для расчета размера субсидии используется такая социальная норма общей площади квартиры:

  • для одиноких граждан – 33 квадратных метров;
  • на семью из двух человек – 42 квадратных метров;
  • на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек – по 18 квадратных метров.

Жилье участники программы могут приобрести на первичном или вторичном рынке недвижимости. Для этого открывается счет в одном из уполномоченных для этого банков: «Сбербанке», «Газпромбанке», «Зените», «Уралсибе», «Росбанке». Затем в течение девяти месяцев человек подбирает жилье. Субсидия выдается в безналичной форме, ее размер рассчитывается исходя из даты выдачи сертификата и не может быть изменен.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 сводный список вынужденных переселенцев формируется органом местного самоуправления, в котором находится дело гражданина, изъявившего желание участвовать в подпрограмме. Список составляется в хронологической последовательности по дате подачи заявления.

Проблемные вопросы получения жилья

К сожалению, бюрократические процедуры и ограниченность бюджетных средств усложняют получение жилья. Судебная практика показывает, что в судах часто слушаются дела, где вынужденно переехавшего гражданина не включают в списки для получения жилья на основании того, что он не доказал свою малоимущность.

Таким образом, выполнение принятых государством обязательств, согласно постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 № 153 по оказанию вынужденным переселенцам мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на жилье, ставится в зависимость от их малоимущности, что противоречит законам РФ. А согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие граждане и так имеют право на получение бесплатного жилья.

Беженцы и вынужденные переселенцы:

Имеют ли права вынужденные переселенцы? 26.09.2018, «Панорама»

На ярмарках труда в 2018 году в Азербайджане трудоустроены около 2400 вынужденных переселенцев

Обращение вынужденных переселенцев из Чеченской Республики проживающих в РB

В Украине растет инфляция, цены и количество переселенцев [30.10.2018]

Источник: http://100migrantov.ru/migranty/pereselenie/vynuzhdennye-pereselentcy.html

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Беженцы и вынужденные переселенцы — статусы, присваиваемые согласно федеральному законодательству РФ и предусматривающие возможность получения убежища, места для временного проживания ввиду исключительных жизненных обстоятельств.

Для указанных лиц разработаны отдельные порядки оформления статуса, социального обеспечения, реализации льготных программ. Для беженцев и вынужденных переселенцев отличие проявляется при установлении гражданства.

Первые выступают иностранными гражданами или лицами, не имеющими такового, а вторые всегда граждане России.

Статус беженца

Чем отличается беженец от вынужденного переселенца? Ввиду различия по гражданству, указанные категории не соотносят друг с другом, что приводит к отдельной регламентации статусов «беженец-переселенец», «вынужденный переселенец». Такое явление, как беженство, регулируется Федеральным законом № 4528-1 «О беженцах».

Кто такие беженцы и переселенцы? Согласно статье 1 ФЗ № 4528-1, беженцами признаются лица, нуждающиеся в убежище по причине наличия угрозы их преследования по расовым, религиозным или национальным мотивам. Причем на родной территории такой человек не может или не хочет получить подобную поддержку, поэтому вынужден переселиться в Российскую Федерацию.

Как упоминалось выше, главное отличие беженцев от вынужденных переселенцев в отсутствии гражданства РФ. Это ключевое условие для оформления указанного статуса. Просить о предоставлении вида на жительство могут следующие лица:

  • иностранцы, которые только желают осуществить переселение на территорию России;
  • не имеющие гражданства, но желающие проживать в РФ;
  • иностранные граждане, у которых пребывание в России имеет законные основания.

Нелегальные мигранты, преступники, иные нарушители права на получение статуса переселенца иметь не будут.

ФЗ № 4528-1 также предусматривает права беженцев, поэтому гарантирует признание таких людей частью населения страны и предоставляет:

  • возможность использования услуг переводчика для ознакомления с законодательством о беженцах, правилами нахождения в стране;
  • помощь при переезде, перевозке багажа;
  • одноразовую выплату беженцу, каждому члену его семьи не меньше ста рублей;
  • направление к местам временного пребывания;
  • обеспечение продуктами питания, коммунальными услугами;
  • помощь при получении медицинских услуг, лекарственных средств;
  • направление на обучение в центрах временного размещения;
  • возможность отозвать заявление, прекратить статус беженца.

Со своей стороны указанная категория лиц должна соблюдать положения законов России, порядок проживания, а также проходить обязательные медицинские осмотры.

Чем отличается беженец от вынужденного переселенца

Нормы закона, а также теоретические сведения, отраженные в литературе, предполагают существование принципиальных различий между рассматриваемыми статусами. Чаще всего представляются отличия беженцев от вынужденных переселенцев в таблицах — для наглядности сравнения указанных понятий.

Определяется несколько критериев, по которым можно разграничить беженцев и вынужденных переселенцев:

  1. Гражданство. Беженцы — всегда люди, которые являются гражданами иностранных государств или не имеют такового, а родиной переселенцев выступает Россия.
  2. Процедура оформления. Для иностранцев она априори сложнее и предполагает более громоздкий порядок действий. Кроме того, вынужденные переселенцы не нуждаются в оформлении гражданства, что упрощает их жизнь на территории России. Беженцам же необходимо такое оформление, чтобы в дальнейшем можно было изменить свой статус.
  3. Срок действия. Беженцы могут пользоваться своим положением бессрочно, однако им требуется регулярно, каждые полтора года, проходить переучет. Вынужденные переселенцы являются таковыми только пять лет, но возможность продления статуса допускается по ходатайству и при условии повторного прохождения необходимой процедуры.
  4. Документация. Несмотря на общий перечень бумаг, нередко иностранцам достаточно предъявить паспорт, в то время как российские переселенцы должны подготовить большое количество дополнительной информации.

После процедуры оформления вероятно различие в возможностях, открывающихся перед рассматриваемыми категориями лиц. В частности, это касается социального обеспечения и дальнейшего проживания на территории страны.

Помимо очевидных различий, определяются также и признаки схожести — в большей степени при предоставлении матпомощи. Обеим группам лиц начисляются единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам, размер которых идентичен, оформляется пенсионное обеспечение на равных условиях.

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос

Загрузка…

Пользователь задает
вопрос на сайте

Вопрос поступает
дежурному юристу

Вопрос обрабатывается: определяется его тематика,

анализ вопроса, поиск ответа

Решение проблем пользователя — это ответ на

его вопрос

Юрист связывается с пользователем и предоставляет ему

консультацию

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 350-81-93

Источник: https://posobie.net/posobie/chem-otlichayutsya-bezhentsy-i-vynuzhdennye-pereselentsy.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями: