Виды комплексных форм непосредственной демократии

Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления (2)

Виды комплексных форм непосредственной демократии

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ

им. Н.А. Некрасова

ЮРИДИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ

Контрольнаяработа

по дисциплине

«МУНИЦИПАЛЬНОЕПРАВО»

Выполнил(а):студент2курса заочной формы обучения (сокращенныесроки) специальности Юриспруденция

Смирнов А.В.

Проверил(а):Петрова О. Н.

Кострома

2010

Введение

  1. Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления

  2. Местный референдум. Муниципальные выборы

  3. Территориальное общественное самоуправление

  4. Сход граждан

Заключение

Списокисточников

Введение

В общемировойпрактике под местным самоуправлениемпонимается право и реальная способностьорганов местного самоуправлениярегламентировать значительную частьпубличных дел и управлять ею, действуяв рамках закона, под свою ответственностьи в интересах местного населения. 1

В РоссийскойФедерации местное самоуправление быловведено Конституцией 1993 года. В Конституциизакреплено, что единственным источникомвласти в государстве является народ.Народ осуществляет свою власть своювласть непосредственно, а также черезорганы государственной власти и органыместного самоуправления2.

Механизмыреализации местного самоуправлениянепосредственно населением закрепленыв ФЗ – 131 «Об общих принципах организацииместного самоуправления».

К ним относятсяместный референдум, муниципальныевыборы, процедура отзыва депутатов,членов выборного органа местногосамоуправления, правотворческаяинициатива граждан, территориальноеобщественное самоуправление и другиеспособы.

3В научной литературе эти институтыопределены как формы непосредственногоосуществления населением местногосамоуправления (формы непосредственнойдемократии) и формы участия населенияв осуществлении местного самоуправления.В данной курсовой работе будут рассмотреныформы непосредственной демократии приосуществлении местного самоуправления.

Целями работыявляются:

1 – изучениеинститутов непосредственной демократиипри осуществлении местного самоуправления;

  1. – выявление особенностей российской практики при осуществлении местного самоуправления.

Задачикурсовой работы:

1 – ознакомлениес законодательством Российской Федерации,регулирующим вопросы местногосамоуправления, изучение научныхразработок об институтах непосредственнойдемократии при осуществлении местногосамоуправления;

  1. – изучение практики (в т.ч. и судебной) по осуществлению местного самоуправления в различных регионах страны.

Тема курсовойработы достаточно актуальна.

Во – первых,местное самоуправление находится ещев стадии реформирования. Связано это,прежде всего, с недавними кореннымиизменениями в законодательстве (в нынедействующем ФЗ – 131 «Об общих принципахорганизации местного самоуправления»содержится много новых положений посравнению с ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления»от 1995г.)

Во – вторых,по данной теме отсутствуют фундаментальныенаучные разработки. Муниципальное право– новая отрасль права, не всемиспециалистами однозначно оцениваемая,основные положения которой находятсяв процессе перманентного пересмотра.1

В – третьих,на практике при осуществлении местногосамоуправления возникает достаточнобольшое количество вопросов, нередкинарушения конституционных прав граждан.

Все этипроблемы требуют немедленного разрешения,так как от степени качества реализацииместного самоуправления зависитулучшение социально – экономических,культурных и политических условийсуществования граждан; зависит такжеразвитие таких качеств среди населения,как способность к самоорганизации,чувство ответственности за принимаемыерешения.

1. Формынепосредственного народовластия вмуниципальных образованиях

Формыосуществления населением местногосамоуправления закреплены в ФЗ – 131 «Обобщих принципах организации местногосамоуправления». Условно их можноподразделить на 2 группы.

Это те формы,которые связаны с непосредственнымосуществлением населением местногосамоуправления и те формы, которыепредполагают только участие населенияв осуществлении местного самоуправления.

1Существует много различных оснований,по которым осуществляется классификацияформ осуществления местного самоуправления.Наиболее научно обоснованной представляетсяделение на основании следующих принципов:

  1. По характеру правового результата.

формынепосредственной демократии воздействуютна конечный результат в императивномпорядке. Результатом же участия населенияв осуществлении местного самоуправленияявляется «выработка промежуточногоправового результата в консультативномпорядке»2;

Участиенаселения в осуществлении местногосамоуправления в отличие от непосредственногоосуществления местного самоуправленияне предполагают «персонифицированнойфиксации участников, прямого волеизъявленияграждан, наличие кворума, специальногоконтроля за соблюдением установленногорегламента проведения мероприятий идругих обязательных условий и атрибутов».3

Исходя изэтого, к формам непосредственнойдемократии при осуществлении местногосамоуправления относят: местныйреферендум, муниципальные выборы,ание по отзыву депутата, членавыборного органа местного самоуправления,выборного должностного лица местногосамоуправления, 1ание по вопросам измененияграниц муниципального образования,преобразования муниципальногообразования. Иные формы осуществленияместного самоуправления – правотворческаяинициатива, публичные слушания,конференции и собрания граждан – относяттолько к формам участия.2

2 Местныйреферендум. Муниципальные выборы.

Наряду сдругими формами осуществления населениемместного самоуправления, муниципальныевыборы и местный референдум являютсяосновополагающими формами.

В КонституцииРФ выборы и референдум признаются высшимнепосредственным выражением властинарода3.

Следовательно, местный референдум имуниципальные выборы являются способомнепосредственного решения населениемвопросов местного значения и выражениемволи населения соответствующегомуниципального образования.

В соответствиис ФЗ – 131 и ФЗ – 67, под местным референдумомпонимается форма прямого волеизъявленияграждан по наиболее важным вопросамместного значения в целях принятиярешений, осуществляемого посредствомания граждан, место жительствакоторых расположено в границахмуниципального образования и обладающихправом на участие в местном референдуме.4

Признакиместного референдума:

  1. является формой непосредственного осуществления населением вопросов местного самоуправления;

  2. проводится исключительно по вопросам местного значения;

  3. осуществляется в границах соответствующего муниципального образования;

  4. правом на участие в местном референдуме обладают граждане, место жительства которых расположено в границах муниципального образования;

  5. осуществляется посредством ания непосредственно за или против вопроса, выносимого на референдум.

Читайте также  Переход дороги в неположенном месте вид проступка

Оформленноев виде правового акта решение, принятоена местном референдуме, является актомвысшей юридической силы в системемуниципальных правовых актов, имеетпрямое действие и применяется на всейтерритории муниципального образования.Решение, принятое на местном референдуме,не нуждается в утверждении какими –либо органами государственной власти,государственными должностными лицами,или органами местного самоуправления.

Муниципальныевыборы – это форма прямого волеизъявленияжителей муниципального образования,осуществляемого в соответствии сКонституцией РФ, законами субъектов РФи уставами муниципальных образованийв целях формирования выборных органовместного самоуправления и (или) наделенияполномочиями выборных должностных лицместного самоуправления. Признакимуниципальных выборов:

  1. является формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления;

  2. проводятся в целях формирования выборных органов местного самоуправления, избрания выборных должностных лиц местного самоуправления;

  3. правом на участие в муниципальных выборах обладают жители муниципального образования;

  4. проводятся на территории соответствующего муниципального образования.

Посредствоммуниципальных выборов граждане определяюттех, кто наиболее подготовлен дляосуществления функций местногосамоуправления в качестве их представителейв выборных органах местного самоуправления.По мнению О.

Е. Кутафина, муниципальныевыборы «…дают возможность населениюв процессе избирательной компанииоценивать деятельность органов идолжностных лиц местного самоуправления,определить пути и способы улучшения изработы».

По общемуправилу правом голоса в РФ обладаетгражданин, достигший ко дню проведениявыборов или референдума возраста 18 лет.Не имеют права избирать, быть избранными,а также участвовать в референдумеграждане, признанные судом недееспособнымиили содержащимися в местах лишениясвободы.

На основании международныхдоговоров Российской Федерациииностранные граждане, постояннопроживающие на территории соответствующегомуниципального образования, имеют правоизбирать и быть избранными в органыместного самоуправления, участвоватьв иных избирательных действиях, а такжеучаствовать в местном референдуме натех же условиях, что и граждане РФ.

Соответствующаяучастковая комиссия за 20 дней доания представляет списокизбирателей, участников референдума иего дополнительного уточнения. ГражданинРФ вправе обратиться в участковуюкомиссию с заявлением о включении егов список избирателей, сообщить о любойдругой ошибке.

Местныйреферендум проводится по инициативенаселения муниципального образования,избирательных объединений, по совместнойинициативе представительного органамуниципального образования и главыместной администрации.

Условиемназначения местного референдума поинициативе граждан, избирательныхобъединений является сбор подписей вподдержку инициативы, количество которыхустанавливается законом субъектаРоссийской Федерации и не может превышатьпять процентов от числа участниковреферендума, зарегистрированных натерритории муниципального образования.

1Для выдвижения инициативы проведенияреферендума и сбора подписей гражданв ее поддержку образуется инициативнаягруппа по проведению референдума.2Инициативная группа по проведениюреферендума должна зарегистрироватьсяв комиссии референдума и получитьсоответствующее регистрационноеудостоверение.3

Представительныйорган муниципального образования обязанв течение 20 дней проверить соответствиевопроса, предлагаемого для вынесенияна референдум требованиям закона.4Отказ в регистрации может быть обжалованв суде.

5Только после выдачи регистрационногосвидетельства инициативная группавправе начать собирать подписи, проводитьагитационные и иные мероприятия,предусмотренные компанией референдума.В ст.

12 ФЗ – 67 «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участиев референдуме граждан РоссийскойФедерации» четко определяется кругвопросов, подлежащих вынесению нареферендум, устанавливается переченьтребований к тем вопросам, которые могутбыть вынесены на референдум.

Местныйреферендум назначается представительныморганом муниципального образования всроки, предусмотренные в Уставе.6Этот срок составляет не более 30 дней смомента предоставления инициативнойгруппой по проведению референдуманеобходимых документов в представительныйорган. 7Решение о назначении местного референдумаподлежит официальному опубликованиюв средствах массой информации не позднеечем через 5 дней со дня принятия. 8

Муниципальныевыборы назначаются представительныморганом муниципального образования всроки, предусмотренные Уставоммуниципального образования.

1Решение о назначении выборов в органместного самоуправления должно бытьпринято не ранее чем за 90 дней и непозднее чем за 80 дней до дня ания.2Днями ания на выборах в органыместного самоуправления являются второевоскресение марта или второе воскресениеоктября.

3Если муниципальные выборы или местныйреферендум не были назначены соответствующиморганом, то это право предоставляетсясуду общей юрисдикции.

Источник: https://works.doklad.ru/view/bPCl3TD_7_g.html

Формы прямой демократии

В современном мире и политике демократия выступает одним из наиболее часто употребляемых понятий, что, в том числе, объясняется сложностью и многоаспектностью соответствующей категории. При этом необходимо отметить, что одним из наиболее древних типов (форм) демократии по праву признается ее прямая (или непосредственная) разновидность.

В общем виде, понятие прямой демократии может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Прямая (непосредственная) демократия – форма политической организации и общественного устройства, сущностной характеристикой которой выступает то, что наиболее важные для развития и жизнедеятельности общества решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами.

Иными словами, прямая демократия характеризуется непосредственным осуществлением процедуры принятия решений самим населением, в том числе, в результате нормотворчества в соответствующей сфере.

При этом в современной литературе отмечается, что определенная универсальность непосредственной демократии, на протяжении исторического развития позволяла ей как выступать в качестве отдельной целостной системы (например, в древнегреческих государствах-полисах), так и в виде элемента более крупной социально-политической организации современных государств.

Читайте также  Как поменять основной вид деятельности ИП

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Признаки прямой демократии

Сущностные признаки прямой (непосредственной) демократии, в том числе те их них, которые могут быть сформулированы исходя из содержания приведенного выше определения рассматриваемой категории, оказывают непосредственное влияние на те формы, в которых она может воплощаться в общественной жизни. В этой связи, представляется целесообразным подробнее остановиться на выделяемых в специальной литературе признаках прямой (непосредственной) демократии. В частности, в числе таковых принято называть:

  • Основной источник власти – это народ, на который возлагается не только сам процесс разработки, принятия и реализации политически значимых решений, но и ответственность за соответствующую деятельность;
  • В рамках прямой демократии обнаруживаются различные варианты и направления для инициирования подлежащих решению вопросов, в том числе – от отдельных граждан, социальных групп, общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий, и т.д.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что наряду с положительными сторонами прямой демократии, к которым, безусловно, можно отнести оперативность постановки и принятия конкретных решений на уровне относительно небольших социальных групп, рассматриваемая форма отличается наличием определенных недостатков.

Пример 1

Так, например, слабой стороной непосредственной демократии признается то, что исходя из содержания ее сущности, применение прямых демократических механизмов достаточно сложно на больших территориях, в том числе, в связи со сложностью формирования вопросов подлежащих разрешению, затягиванием соответствующих процессов, трудностью согласования несовпадающих (а нередко – и прямо противоположных) интересов больших социальных групп, и т.д.

Таким образом, рассмотрев приведенное понятие, признаки и сущностные особенности прямой (непосредственной) демократии, перейдем к рассмотрению тех форм, посредством которых возможно реализация соответствующих механизмов.

Формы непосредственной демократии

В наиболее общем виде определение форм прямой демократии может быть представлено следующим образом:

Определение 2

Формы прямой демократии – совокупность конкретных мероприятий и мер, посредством осуществления которых становится возможным реализация механизмов непосредственной демократии.

При этом, исходя из сложности демократии как политического режима в целом, и многоаспектности прямой демократии в частности, могут выделяться самые разнообразные формы ее непосредственного осуществления, наиболее распространенными из которых принято называть:

  • Народное ание (референдум) – принятие общеобязательных нормативных актов в результате прямого ания граждан, обладающих соответствующим правом. Как правило, круг вопросов по которым на референдуме могут применяться обязательные распоряжения, достаточно широк, и представлен вопросами, непосредственно затрагивающими стороны жизнедеятельности и направления развития общества. Однако, в настоящее время, в том числе в Российской Федерации наблюдается тенденция ограничения круга соответствующих вопросов. Так, например, в РФ граждане не могут в результате народного ания принимать или отклонять бюджет, решать вопрос о введении или отмене общеобязательных налогов и сборов, и т.д.;
  • Народное обсуждение – форма прямой демократии, предполагающая право группы избирателей инициировать внесение предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов, разделов или глав уже принятых и действующих в государстве нормативных правовых актов;
  • Народная инициатива – процедура внесения группой граждан проектов нормативных актов при наличии обязанности законодательного органа его рассмотреть и принять решение либо о принятии (в том числе после изменения отдельных положений первоначального проекта), либо об отказе в принятии;
  • Императивный мандат – право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них.

Замечание 1

Кроме того, говоря о характеристике форм прямой (непосредственной) демократии в Российской Федерации, выделяются также такие механизмы как проведение публичных слушаний, сбор граждан, и т.д.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/formy_pryamoy_demokratii/

Формы и виды демократии :

Во всем мире уже давно обсуждается такое понятие, как демократия. Почти все страны стараются соблюдать ее принципы. В этой статье мы рассмотрим такую тему «Демократия: понятие и виды». Кроме того, вы узнаете о принципах, формах и признаках этого политического режима.

Основное понятие

Итак, виды демократии рассмотрим несколько позже. Сначала следует разобраться с самим термином. Это специфическая форма государственного правления, которая заключается во всестороннем участии граждан страны в ее руководстве. Она предусматривает не только наличие необходимых прав и свобод, но и всеобщее равенство перед законами.

В демократичном обществе должно быть максимально развито народовластие. То есть все полномочия не обязаны сосредотачиваться в руках одного человека или группы людей. Правительство, которое выбирает народ, должно быть максимально открытым перед людьми, отчитываться перед ними о своей деятельности, стремиться к развитию государства.

Читайте также  Как сдать налоговую декларацию в электронном виде

Основные признаки демократии

Без них данная форма правления не может существовать. Итак, ее характерные черты:

  1. Демократия имеет политический и государственный характер.
  2. Эта форма правления предполагает гарантирование и фактическое проявление всех гражданских прав.
  3. Соблюдение установленных законов, взаимная ответственность государства и народа за посягательства на права и свободы людей.

Как видите, эти признаки не присущи некоторым другим формам осуществления власти, например, диктатуре.

Принципы

Виды демократии являются очень важным вопросом не только для политиков, но и для обычных людей. Однако не менее интересно узнать о ее принципах:

  1. Признание верховной власти народа, юридическое закрепление суверенитета. То есть именно общество обязано иметь возможность создавать законы, формировать конституцию, выбирать представителей.
  2. Выборность органов власти. Она является периодической. Кроме того, практически все виды демократии предусматривают возможность народа свободно выбирать и переизбирать органы власти. Человек, который является представителем народа, не имеет права узурпировать власть или оставаться на своей должности дольше назначенного времени.
  3. Каждый гражданин может участвовать в управлении страной, независимо от его вероисповедания, социального положения или пола.
  4. Принятие и осуществление тех решений, которые были приняты большинством.
  5. Политическая свобода, которая позволяет людям выбирать подходящий государственный строй, направленный на защиту их прав.
  6. Разделение властей. То есть каждая ветвь управления государством имеет ограниченный круг полномочий. На сегодняшний день существует судебная, исполнительная и законодательная власть.
  7. Разнообразие общественных явлений – плюрализм. Он предусматривает большое количество и свободный выбор политических партий, общественных организаций, которые действуют в рамках конституции.

Функции демократии

Теперь разберемся, что именно должна осуществлять представленная форма правления. Итак, существуют такие функции демократии:

  • Охранительная. Она предусматривает обеспечение безопасности, достоинства и чести каждого гражданина. Она способствует сбережению прав и свобод человека от посягательств третьих лиц.
  • Учредительная. Здесь предусматривается формирование государственного аппарата из органов власти и местного самоуправления путем выборов или конкурсного отбора.
  • Организационно-политическая. Эта функция предполагает народ как источник власти.
  • Регулятивная. Она предусматривает работу всех субъектов демократичного общества, которые обязаны объединить свои усилия и интересы для сохранения свобод и прав граждан.
  • Контрольная. Она обеспечивает наблюдение за органами власти, которые должны действовать в рамках своих полномочий и компетенции.
  • Стимулирующая. Она предусматривает максимальное обеспечение работы государства на благо общества. При этом мнение народа должно быть обязательно учтено. Поощряется активность граждан в общественной жизни.

Это может обеспечить только демократия. Виды и формы этого режима вы рассмотрите далее.

Формы

Итак, их всего две:

  1. Прямая, или непосредственная. Она характеризуется тем, что вся власть осуществляется самим народом, например, существуют такие виды непосредственной демократии, как выборы, референдум. Эта форма имеет определенные недостатки. Например, она предусматривает учет мнения не только большинства, но и меньшинства, а это усложняет принятие согласованного решения. Причем оно не всегда бывает правильным, так как не все граждане хорошо осведомлены в юриспруденции, законодательстве и других нюансах власти. А еще есть люди, которые могут умело манипулировать общественным мнением в свою пользу.
  2. Непрямая, или представительная. Функция руководства государством осуществляется выбранными центральными представителями, а также органами местного самоуправления. Здесь тоже есть свои минусы. Например, народный контроль может быть ослаблен, лоббируются интересы некоторых групп, имеет место бюрократизм.

Как видите, само понятие того, что такое демократия, виды и формы ее нужно знать каждому гражданину. Любой человек имеет определенные права и свободы, которые защищаются государством.

Виды демократии

Теперь нужно рассмотреть еще один важный вопрос. Существуют такие виды демократии:

  • Конституционная. Она сочетает в себе не только демократические принципы, но и некоторые признаки либерализма.
  • Консервативная. Она характерна для некоторых стран, в которых значительную роль играют давние традиции. Такая форма правления осуществляется в Великобритании.
  • Анархистская. Оно основана на том популистском ореоле, который создают правители.
  • Полиархическая. Ее характерной особенностью является наличие большого количества политических центров, которые могут принимать решения. То есть власть рассредоточена.
  • Консенсусная. Она еще только разрабатывается, однако ее главной целью является отказ от принципа большинства. Такая форма правления должна существовать на взаимном партнерстве, согласии, достижении компромисса.

Теперь вы знаете, что такое демократия, понятие, виды и формы этого режима.

  • 15.09.2015
  • 0
  • Бизнес статьи

Источник: https://BusinessMan.ru/new-formy-i-vidy-demokratii.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями: